Проповедь в неделю 16-ю по Пятидесятнице

Неделя 16-я по Пятидесятнице (притча о талантах)

Проповедь в неделю 16-ю по ПятидесятницеИбо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое» (ст. 14). Господь наш Иисус Христос произнес притчу о Своем Втором Пришествии. Когда Он произносил эту притчу, то, говоря об отправлении «в чужую страну», Он еще только предсказывал Свое преславное Вознесение на небеса с телом и Свое сидение одесную Бога и Отца, «доколе», по пророчеству царя Давида, весь мир не будет покорен Ему и враги Его не будут положены «в подножие ног» Его (см. Пс. 109, 1). «Отправляясь в чужую страну», то есть взойдя на небо, Господь даровал нам Свою благодать в Таинствах. И вообще все, что мы имеем: какие-то дарования, те или иные естественные способности – на самом деле принадлежит Богу, ибо что мы имеем, что не получили бы от Него? Разве мы чем-то заслужили то, что Бог наделил нас какими-то естественными способностями, которые вложены в нашу природу с самого рождения, умственными или эстетическими? Какие благодатные дары у нас есть, которые бы мы не получили через Таинства Крещения, Миропомазания, Покаяния, Причащения Святых Христовых Таин и, если говорить о священниках и епископах, – хиротонии? Все мы получаем от Бога даром, а не за свои заслуги, и в действительности все принадлежит Богу, а нам Он поручает только – этими дарами распоряжаться.

«И одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился» (ст. 15). Мы не должны завидовать друг другу, потому что всем нам, каждому по силе, даны дарования, благодатные и естественные, чтобы послужить ими Богу. Не нужно думать, что если тебе дано меньше, чем другому, то ты как-то обделен. Ты должен принести плод от того меньшего, что тебе дано, а не оставлять своего делания по зависти к чужому дарованию. Господь знает, как каждый из нас способен употребить то, что ему дано, и потому Он премудро распорядился, уделив каждому по силе, то есть столько, сколько человек может понести.

«Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два» (ст. 16–17). Эти люди, независимо от того, что одному из них было дано больше, а другому меньше, сделали все, что было в их силах. Приобретя равное тому, что было им дано, они оправдали надежду, возложенную на них их господином, под которым нужно понимать Господа Иисуса Христа. Здравый смысл подсказывает, что для того и было им дано имение, чтобы они потрудились над его умножением. Ведь просто сохранить свое имение мог бы и сам господин, для этого не нужно было поручать распоряжаться им сразу нескольким людям.

Господь наш Иисус Христос, для того чтобы рассказать людям, не имеющим никакого духовного опыта, о чем-то возвышенном и таинственном, в данном случае вынужден был прибегнуть к обыкновенному здравому смыслу. Слушатели Спасителя были людьми здравомыслящими, но совершенно безразличными ко всему духовному и Господь заставляет их поверить Ему при помощи их собственного здравого смысла, который обыкновенно противится всему духовному, – тому, что отвращает человека от земного.

Всякий здравомыслящий человек согласится, что деньги даются слугам для того, чтобы они их как-то употребили, например, занялись торговлей, а не для того, чтобы они просто их сберегли. Еще с древних времен было принято, хотя это и считалось занятием недостойным, давать деньги в рост, то есть давать деньги в долг другим, ожидая получить свое с прибылью, то есть каждый старался приумножить свое состояние. Две тысячи лет назад слушатели Спасителя были вынуждены признать, что господин, изображенный в притче, имел только одно желание – чтобы его рабы, получив от него один, два и пять талантов, умножили его имущество. Конечно, с этим должны согласиться и мы. Дарованное нам свыше, как природные способности, так и благодать, получаемую в церковных Таинствах, мы должны приумножить, по крайней мере, вдвое, и возвратить своему Господину.

«Получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего» (ст. 18). Как мы увидим дальше, он сделал это не просто из страха, но по некой скрытой причине, которую он не хотел открыть даже своему господину, пытаясь его обмануть.

«По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета» (ст. 19). Что значит «по долгом времени?» Господь наш Иисус Христос потребует отчета у всего человечества на Страшном Суде, но для каждого человека будет и свой собственный суд. Наделив нас дарованиями, Господь как бы отходит от нас и требует, чтобы мы потрудились. Некоторые люди представляют себе, будто духовная жизнь должна состоять только из одного наслаждения духовными благами. Приступая к ней и отказавшись от обычных земных удовольствий и греховных наслаждений, они думают сразу же, не трудясь, получить блаженство. Но истинная духовная жизнь – это труд над умножением тех дарований, которые нам даны, а не только наслаждение ими.

«И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (ст. 20–21). Посмотрите, за что господин хвалит своего раба: за то, что он умножил дарованную ему благодать, то есть приобрел для себя большее блаженство или, как сейчас принято говорить, стал более духовным. Этот раб не только заслужил похвалу и название доброго и верного раба (по-славянски, благого и верного), но также был поставлен над многим. Оказавшись верным в отношении той малой благодати, которая была дарована человеку на земле, будет поставлен над многим он и в будущей жизни. Конечно, это не значит, что он станет управлять другими людьми, городами или странами. Стремиться к власти или преимуществу над людьми принято здесь, на земле, а ему будет даровано Царствие Небесное, то есть безграничная Божественная благодать, постоянно изливающаяся в его душу, насыщающая и наполняющая ее. Ему уже не нужно будет трудиться над умножением того малого, что он получил на земле, ибо он обретет бесконечное наслаждение неограниченным богатством благости Божией.

«Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (ст. 22–23). В притче не делается разницы в наградах, которые получили верные рабы. Трудясь, каждый из них приобрел соразмерно тому, что ему было даровано – получивший пять талантов приобрел еще пять, а получивший два, приобрел еще два, и награда для них одна: «Над многим тебя поставлю». Тот и другой равно получат блаженство Царствия Небесного, приобщение к Божественной славе. Они оба будут бесконечно наслаждаться в будущей жизни и, видимо, никакого различия между их близостью к Богу не будет. Потому и мы не должны скорбеть, что другие имеют больше духовных дарований, чем мы. Если мы будем трудиться над умножением той благодати, которая нам дарована, то в будущей жизни мы получим равную с ними награду.

«Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое» (ст. 24–25). Слова этого раба не были искренними, он лишь пытался найти оправдание своему нерадению в том, что его господин, якобы жестокий человек и требует от него того, на что не имеет права. Но стремление хозяйственного человека умножить свое богатство отнюдь не противоречит здравому смыслу. И поэтому страх, которым оправдывается раб, неискренний – будто бы он боялся потерять даже то малое, что имел, и потому скрыл это в земле. Под словами «скрыл талант твой в земле» можно понимать, что он употребил свои способности не на небесное, не на служение Богу, а на нечто земное.

«Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (ст. 26–27). Господин как бы говорит ему: «Если ты действительно меня боялся, то почему ты не сделал так, чтобы мое серебро умножилось? Ты лукав и ленив и твое оправдание неискреннее». Истинный страх заставил бы этого человека трудиться над умножением вверенного ему имущества.

«Итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (ст. 28–29). Благодать, полученная человеком в христианских Таинствах, духовные дарования и естественные способности – все это будет отнято у него и дано тому, кто более преуспел. У того, кто имеет благодать, она еще преумножится, а у того, кто ничего не приобрел, отнимется и то, что он имеет. В Евангелии от Луки сказано: «Отнимется и то, что он думает иметь» (Лк. 8, 18), ибо все, что мы имеем, на самом деле не наше. Такой человек не получит никакой пользы ни от благодатных дарований, ни от участия в Таинствах, ни от хиротонии, ни от монашеского пострига – ни от чего, потому что он не захотел трудиться над умножением дарованных ему небесных благ.

«А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 30). Негодный раб, ставший совершенно чужим своему Господину, Господу Иисусу Христу, выбрасывается «во тьму внешнюю», то есть пребывает в полнейшей тьме, вне Божественного света и общения с Богом. «Там будет плач и скрежет зубов» – плач раскаяния и скрежет от бесплодного и уже бесполезного сожаления о том, что он не исполнил своего христианского долга.

Может быть эта притча кажется нам чересчур жестокой и строгой, но мы не должны уподобляться лукавому и ленивому рабу, оправдывая свою лень строгостью требований. Если бы мы действительно понимали, что Господь строг, «жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал», то нам, скорее, следовало бы убояться и от страха трудиться еще усерднее, а не оправдываться тем, что при таких условиях мы ничего не можем сделать.

Действительно, это страшная притча! Мы часто хотим только сохранить то, что нам даровано свыше, а от нас требуется именно приумножить, иначе мы будем извержены «во тьму кромешную». Тот, кто лишь сохранил, оказывается «неключимым», или, по-русски, – негодным рабом. На самом же деле невозможно просто сохранить дар, ничего не потеряв, и в ином месте Господь сказал: «кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лк. 11, 23). Человек, который не трудится над совершенствованием себя, а думает лишь о том, как бы не потерять того, что у него уже есть, пытаясь остаться в неизменном состоянии, волей-неволей начинает терять, расточать и духовно оскудевает.

«Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (ст. 30). Тот, чей духовный слух отверст, чтобы слышать эти Божественные словеса, устрашится и примется за дело своего спасения – начнет по повелению Господа Иисуса Христа через покаяние и исполнение евангельских заповедей умножать то, что даровано ему свыше, будь это естественные способности, заложенные от рождения, или благодатное дарование, полученное в Таинствах или каким-либо другим образом.

Каким же образом это можно совершить? Конечно, это не означает, что мы должны развивать все свои наклонности, ведь они могут быть и дурными. Развивать в себе нужно то, что соответствует евангельскому учению о христианском совершенстве, причем не просто развивать, а употреблять на служение Богу. Все то, что мешает этому служению, то есть лишнее, мы должны отсекать, как садовники отсекают лишние ветки у плодовых деревьев для того, чтобы они приносили большие и сочные плоды. Если этого не сделать, плоды бывают хотя и обильными, но маленькими и малопригодными в пищу. Подобным образом и мы должны относиться к себе: все лишнее отсекать, давая возможность обильно плодоносить тому, чем мы действительно можем послужить Богу.

Именно таким образом мы и отдаем свои таланты торгующим. В Евангелии сказано: «Посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью». «Отдать серебро торгующим» означает трудиться над исполнением евангельских заповедей, стараясь с пользой употребить дарованную благодать. Понуждая себя к добродетелям, мы умножаем благодать, а пытаясь просто ее сохранить, не понуждая себя к этой Божественной торговле, мы теряем все и оказываемся «неключимыми рабами». Не только в будущей, но и в этой жизни мы можем оказаться в кромешной тьме, то есть совершенно лишиться Божественного утешения и даже веры, ибо вера в Бога и в те Божественные истины, которые открыл нам Господь Иисус Христос, – есть также действие благодати Божией в нашем сердце. Тогда наше состояние будет действительно страшным – мы будем плакать и скрежетать зубами. Итак, устрашимся предупреждения Спасителя – отдадим вверенные нам таланты торгующим, приумножим их и станем рабами благими и верными.

Аминь!

Посетители (42)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *