Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста (преподобной Марии Египетской)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста (преподобной Марии Египетской)Ныне… говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте серди,а ваши, а не одежды.

Такими словами Господь призывает нас к искреннему раскаянию в своих грехах. И не только призывает, но и Сам всегда промышляет о нашем спасении. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы су­дить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Но поскольку Гос­подь не желает смерти грешника, Он с долготерпением ожидает и желает, чтобы мы проснулись от сна греховного, осознали свою гре­ховность перед Ним, принесли искреннее раскаяние, получили спа­сение. Значит, чтобы наше покаяние было Богом приемлемо, не­обходимо иметь, кроме глубокого сокрушения в грехах, твердого намерения исправить жизнь свою, еще и величайшую веру в Него и совершенную надежду на Его милосердие. Святая Церковь именно из-за этого и ставит нам в пример в эту пятую неделю Великого по­ста раскаявшихся великих грешников, проявивших не только искрен­нее раскаяние, но и глубокую веру в своего Искупителя Христа. Одной из таких грешниц была упомянутая в нынешнем святом Евангелии женщина, которая пришла в дом Симона-фарисея и по­верглась перед Иисусом Христом в раскаянии, обливая ноги Его слезами и отирая волосами головы своей. Господь Спаситель, видя ее глубочайшую веру в Него и искреннее раскаяние, сказал ей: «Прощаются тебе грехи… Вера твоя спасла тебя, иди с миром» 

О другой же грешнице мы узнаем из самаго названия сегодняш­него дня. Это была великая из великих страдалиц и христоносица матерь Мария Египетская. В честь ее Православная Церковь и на­звала пятую неделю Великого поста неделей преподобной Марии Египетской, чтобы показать нам грешным, что и мы имеем возмож­ность очиститься «от всякой скверны плоти и духа» через искреннее покаяние, при содействии благодати Святого Духа. Пример жизни преподобной Марии Египетской с момента ее раскаяния — это под­виг из подвигов. Он свидетельствует о чуде победы силы Божией в человеке, о чуде превращения падшей грешницы в величайшую из святых, когда-либо живших на земле. Здесь мы видим яркий пример торжества духа над плотью, святости над грехом, света над грехов­ной тьмой, рая над адом, неба над грешной землей. Все эти победы совершила одна и та же подвижница, в течение второй половины своей жизни, подвигами исключительными по своей суровости и трудности.

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста (преподобной Марии Египетской)

Преподобная Мария Египетская

В молодости преподобная Мария Египетская была очень краси­ва. Но, увы! Эта красота довела ее, как часто бывает в нашем гре­ховном мире, до края погибели. Семнадцать лет жила Мария пороч­но, для одного греха, в богатом городе Александрии, Семнадцать лет она была сосудом диавола, вместилищем всякой нечистоты, пре­даваясь всем своим страстям, особенно страсти блуда, настолько, что казалось бы, что и выйти ей отсюда было невозможно. Ибо блудный грех — это есть бесчестие естества человеческого, зло­употребление свойствами естества, нарушение законов естества. В ветхозаветные времена повинных в этом грехе наказывали смер­тью. Во времена Нового Завета он получил новое значение, так как тела человеческие получили новое высокое достоинство. Они сделались членами Тела Христова, храмами Святого Духа.  Поэтому-то у святых отцов Церкви этот грех и называется падением, духовной смертью, ибо он производит потрясение во всем существе человека, вследствие чего человек сам, собственными силами бывает не в со­стоянии стать на путь спасения. Ему необходимо могущественное воздействие благодати Божией, привлекаемое подвигами искреннего покаяния. Вот из-за этого Святой Церковью в образец необыкно­венной животворности и действительности истинного покаяния и взята преподобная Мария Египетская.

Находясь однажды при море, Мария увидела корабль, плывший в Иерусалим к празднику Воздвижения Животворящего Креста Господня. По побуждению греха она отправляется в Иерусалим, не переставая грешить. Казалось бы, беззакония ее «превзошли главу» ее и следовало ждать кары Божией еще до прибытия в Иерусалим; но тут-то, на последней грани греха, и ждала ее милость Божия, за­ступление Царицы Небесной. Прибывши в Иерусалим и увидев, что весь народ направляется к храму, Мария и сама ради любопыт­ства пожелала войти в храм. Но лишь только она приблизилась к дверям храма, какая-то невидимая сила задержала ее. Сколько ни старалась она, но не могла войти в храм. Тогда-то впервые и кос­нулась души ее божественная благодать. Неукротимая грешница в первый раз задумалась, чувства взволновались, в совести раскры­лась мрачная картина протекшей жизни. Она увидела, наконец, что есть над нею Бог, Которому гнусны ее дела, увидела, что нет обще­ния между ею — сосудом мерзостей и храмом Всесвятого, нет об­щения между ею, которая погубила столько душ, и Тем, Кто по­ложил душу Свою за спасение души; нет общения между ею — вме­стилищем нечистоты и тем крестом, на котором пролита кровь Пречистого Агнца и Сына Божия. Горькие слезы раскаяния поли­лись с ее глаз. Мария-грешница падает перед иконою Божией Ма­тери на колени и со слезами восклицает: «Матерь Божия! Тяжки грехи мои! Знаю, что мне место не в святом храме, а в аде! Но Ты, Всеблагая, не презри моего первого раскаяния и помоги мне перед Богом, Сыном Твоим! Отныне я буду жить только для Него и для Тебя!..» Молитва была услышана. Теперь женщина беспрепятст­венно вошла в храм и, пораженная милосердием Приемлющего та­кую грешницу, как она, поверглась перед животворящим древом, орошая землю ручьями слез. Господь принял ее покаяние.

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста (преподобной Марии Египетской)

Нам, братия и сестры, иногда кажется, что наши грехи непрости­тельны, что спасение для нас невозможно уже, что Бог совсем от­ступил от нас. А оказывается, что вот в эти-то критические моменты Господь и Матерь Божия особенно и близки к нам: осознание своей виновности и искреннее покаяние в своих грехах быстро возвращают милосердие Божие и помощь Богоматери. Это мы и видим на при­мере Марии Египетской. Вот что значит истинное покаяние и какова сила его! Оно не сложно, просто. Один сердечный вздох, слово: со­грешил, виноват, прости, Господи! Больше не буду! Но этот вздох, слово должны пройти небеса и предстать пред престолом славы Божией! Где же взять силы для этого? Только в одном: сердечном со­крушении, плаче о грехах, до ненависти к ним. Дайте обещание: больше не буду! И приступайте к чистосердечной исповеди. Господь примет вас. Пример преподобной Марии подтверждает это и указы­вает, что никогда, ни при каких грехах и обстоятельствах не поздно покаяться и снискать милость Божию.

Укрепивши свои духовные силы благодатью животворящего кре­ста Господня, Мария вновь обратилась с молитвой к Богоматери, испрашивая у Нее благословения на дальнейшую жизнь. Получив от Нее направление в пустыню, она не колеблясь отправилась туда, причастившись святых тайн Христовых и имея с собою лишь три небольших хлебца. Какая преданность воле Богоматери! Какая ре­шительная готовность резко изменить свою жизнь, сразу отказаться от всех утех и удобств жизни! С этого обычно и начинается духов­ный подвиг: с решительного перелома в ходе своей жизни, с резкого поворота в противоположную сторону: от распущенности и своево­лия — к полному воздержанию и послушанию воле Божией. В нас же не бывает таких резких переломов, сдвигов к лучшей жизни о Христе. Мы всю жизнь топчемся на одном месте и не находим в се­бе ни желания, ни силы для серьезной борьбы с собой, со своей ду­ховной расслабленностью. «Без решимости же, — говорит препо­добный Серафим Саровский, — нельзя даже и начинать свое спасение, а тем более — стяжать Духа Божия». В этом заключает­ся второй урок для нас из жизни преподобной: проявляя решитель­ность, немедленно начинать работу над своим спасением.

В молитве и строжайшем посте несла свой подвиг покаяния пре­подобная Мария в пустыне в течение сорока семи лет, не имея ни пищи, ни воды для утоления жажды, но всегда непрестанно имея в своем сердце образ единого источника жизни — Господа. Тяжелые страдания приходилось переносить ей от холода, жары, голода, от зверей, от диавола, постоянно нападавшего на нее, воспоминая ей прошедшую роскошную жизнь и устрашая ее. Подвижница терпели­во все это переносила, не переставая проливать слезы покаяния и молиться Господу о прощении грехов. Истощенное тело она подкре­пляла пищей духовной: молитвой, трезвенностью, растворенной бла­годатью Божией. Так преподобная подтвердила нам, что действи­тельно не хлебом одним жив будет человек. Она оставила нам замечательный пример из своей жизни, зовущий нас довольство­ваться малым и в пище, и во всей обстановке своей жизни и за все благодарить Господа. Да устыдит нас житие преподобной в вечной погоне нашей за благами жизни и удовольствиями и да поможет ура­зуметь, что не следует чрезмерно заботиться о завтрашнем дне: довольно для каждого дня своей заботы!

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста (преподобной Марии Египетской)

Наконец, жизнь Марии Египетской показывает нам, как велика помощь Божия всякому, кто ищет ее, кто на нее лишь возлагает свои надежды, в борьбе с самим собой, со своими страстями, ради стяжа­ния Духа Святого, а тем самым и спасения.

Успешная борьба святой подвижницы с вожделениями и страстя­ми своей природы и победа над ними одухотворила ее и так воз­высила, что ее тело полностью подчинилось духу, позволяя ей ходить по воде, «яко по суху» , а дух ее стал открыт для непосредственных откровений Божиих: она в совершенстве знала Священное Писание, не имея Библии и никогда не учившись.

Преподобная удостоилась того, чего удостоился святой апостол Павел: дара непосредственных божественных откровений и посеще­ний.  Господь Сам и питает, и укрепляет, и просвещает всякого, кто отдает Ему свою жизнь без остатка.

Дорогие братия и сестры! Этими примерами раскаявшихся греш­ниц Святая Церковь еще раз в дни Великого поста напоминает нам, что покаяние всегда возможно. Стоит только искренно, всем сердцем обратиться к Богу, и Господь помилует нас. В то же время Святая Церковь предупреждает, что кающийся должен постоянно помнить слова святого Иоанна Предтечи: «Сотворите же достойный плод покаяния», то есть засвидетельствуйте истину вашего покаяния ис­правлением вашей жизни.

По молитвам преподобной Марии Египетской и всех святых Твоих, Господи, помоги нам раскаяться искренно, исправить свою жизнь, достичь полного познания истины и спастись. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 

Посетители (287)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *