Почему Спаситель назвал Святого Духа Утешителем?

Почему Спаситель назвал Святого Духа Утешителем?Как написано в синаксаре (с греч. «сборник»), читаемом на утрене этого праздника: «Но ради чести Святого Духа божественные отцы, все превосходно устроившие, назначили празднование Ему и отдельно, и в самую Пятидесятницу», т. е. чтобы особенно указать людям на проявление в мире Третьего Лица Святой Троицы – Святого Духа, особенно почтить Его.

В догматическом и, можно даже сказать, космическом, вселенском масштабе завершается сегодня Искупительный Подвиг Господа нашего Иисуса Христа, которым была вся земная жизнь Спасителя. И тайна Его крестных страданий, Воскресения и Вознесения состояла еще и в том, что благодаря этому Искупительному Подвигу на человечество щедро излились благодатные дары Святого Духа, Действующего в Церкви могущественно и животворяще. Спаситель неоднократно Сам говорил об этой взаимосвязи Своего Искупительного подвига и прихода Параклита-Утешителя в мир…

«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15:26, 27).

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду. Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам…» (Ин. 16:7, 8).

Но почему же Святой Дух назван Спасителем – Параклитом (с греч. Утешителем). Конечно же, здесь есть и конкретно исторический подтекст: Спаситель говорит, что придет Некто – Третье Лицо Святой Троицы, Который утешит святых апостолов от разлуки с Возлюбленным Раввуни (с еврейского «учитель» в превосходной степени), Вознесшимся на Небеса и Севшего одесную Престола Бога Отца. Также Спаситель имел Своей целью, называя Святого Духа Утешителем, отделить его этимологически от греческого слова «пневма», что обозначает одновременно и дыхание, и дух, и ветер. Господь наш Иисус Христос формировал в сознании апостолов и всей человеческой ойкумены-вселенной отношение к Святому Духу не как к некоей Божественной силе, но именно как к Божественной Личности – Ипостасти – Третьему Лицу Святой Троицы. В вышеупомянутом синаксаре также сказано: «Дух Святой зовется Утешителем, как могущий утешать и освежать нас, ибо мы приняли Его взамен Христа и чрез Него же Им обладаем, и потому еще, что Он ходатайствует о нас неизреченными словами пред Богом, будучи, как и Христос, человеколюбивым нашим Заступником».

Отметим, что греческий язык во времена Христа был наравне с латынью языком космополитическим, транснациональным, на котором происходило общение между народами. Примерно как сейчас английский язык. В греческом языке, а значит и в международном праве того периода «параклитами» называли адвокатов, т. е. тех людей, которые ходатайствуют-утешают обвиняемых на судебных процессах. О такой судебной миссии Святого Духа говорит Сам Спаситель: «…и Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде и о суде; о грехе, что не веруют в Меня; и о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден» (Ин. 16:8–11). Т. е. Святой Дух выступает как судебный защитник верующих и судебный обвинитель неверующих.

Кроме того, вспомним стихи евангельского зачала, которое читается в День Святого Духа: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:11–14).

Какой оптимизм, какая великая радость в этих словах! Каждый из нас как овца, заблудшая во тьме. Без Бога смерть. Душа может упасть в пропасть чувственных удовольствий и погибнуть или заблудиться во мраке собственной гордыни, или может быть съеденной волком – диаволом. Попросту говоря, без Бога у нее надежды нет. Но вдруг появляется Он и берет душу-овцу на руки, грея ее теплом Своей груди, спасая ее. И душа утешается Богом. С Ним нет и не будет более печалей! Только радость, блаженство и спасение!

Посмотрим на Святые Имена как в первый раз, так сказать, свежим незамыленным взглядом. Как Бог повелел нам Его называть? Отцом, Спасителем, Утешителем. Сколько в этих Святых Именах любви к нам – людям!

И Пятидесятница не закончилась! Она продолжает длиться. Дух Святой, как на апостолов, сходит и на нас, подавая и нам, грешным, свои благодатные дары. Как это трепетно и страшно одновременно, когда простые хлеб, вино и вода претворяются в Тело и Кровь Христовы! Как это свято и нерасторжимо, когда умирает в купели крещенской пакибытия (с церковнославянского – нового бытия) ветхий человек и воскресает уже обновленный духовный и в чем-то святой человек! Как это благоговейно, когда обычный мужчина возводится в священный сан и вводится во Святая святых, чтобы прикасаться к Телу и Крови Христовым и быть ходатаем за народ. Как это красиво и нежно, когда мужчина и женщина сотворяются в плоть едину! Как это радостно, когда в Таинстве Исповеди человек исцеляется совершенно от греха! И как милосердно, когда в Таинстве Елеосвящения человек исцеляется и телесно.

Все это невидимые, но глубинные (сравнимые разве что с рождением сверхновой) святые изменения человеческой природы, которые совершает в нас Святой Дух, соделавший некогда слабых людей апостолами Бога всевышнего и продолжающий возводить целые поколения в святость, в Царствие Небесное, в сонмы угодников Божиих.

Наше же дело – войти в обитель, в дом Святого Духа (им является Православная Церковь), и из себя тоже сотворить обитель Ему.

И тогда Параклит утешит, оживотворит каждого из нас…

Иерей Андрей Чиженко

Посетители (31)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *